Бизнес-омбудсмену Татарстана удалось уладить разногласия между Федеральной миграционной службой и Ассоциацией рестораторов и отельеров

В июне 2014 года к Уполномоченному при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей обратилась Ассоциация рестораторов и отельеров Республики Татарстан с проблемой, с которой столкнулось пока два отеля, однако она могла затронуть всех отельеров, которые работают в Республике Татарстан.

Было установлено, что Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан была проведена выборочная проверка соблюдения гостиницами требований федерального законодательства о направлении уведомлений о прибытии и выбытии иностранных граждан с территории отелей и гостиниц.

Как стало известно Уполномоченному, для исполнения обязанности по уведомлению УФМС по РТ о выбытии иностранных граждан, гостиничные комплексы с апреля 2013 года, в преддверии Универсиады-2013, стали по предложению миграционной службы устанавливать специальную программу. Эта программа позволяла направлять в электронной виде уведомления в адрес Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан и исполнение установленной законом обязанности можно было считать надлежащим. Нужно отметить, что в организационной суете при подготовке к проведению Универсиады 2013, ни сотрудники миграционной службы, ни сами отельеры, недостаточно внимательно отнеслись к вопросу о налаживании работы в данной системе и детальном согласовании взаимодействия. В связи с этим, только через год, в мае 2014 года, когда все мероприятия были позади, сотрудники миграционной службы стали выявлять нарушения в порядке направления уведомлений о выбытии иностранных граждан из отелей, в которых была установлена специальная программа. Как выяснилось позже, сотрудники отелей, заполняя форму уведомления о прибытии и указывая в ней дату выбытия иностранного гражданина, считали, что обязанность по направлению уведомления в адрес миграционной службы как о прибытии, так и о выбытии иностранного гражданина, ими выполнена. Однако, фактически, по факту выезда иностранного гражданина требовалось заполнение отдельной формы уведомления, однако отельеры, к сожалению, об этом и не подозревали.

Так, проведя административное расследование, сотрудниками миграционной службы было выявлено всего порядка 25 фактов нарушений. В половине случаев за нарушения миграционного законодательства привлекалось должностное лицо и сумма накладываемых штрафов составляла более полумиллиона рублей, в другой половине случае, к ответственности привлекали юридическое лицо и тут штрафы составили порядка 4,5 миллиона рублей. Для отельеров эти суммы были достаточно существенными и ставился вопрос о целесообразности продолжения осуществления ими дальнейшей деятельности.

Уполномоченный, получив данное обращение от имени членов Ассоциации отельеров и рестораторов Республики Татарстан, инициировал проведение совместной встречи руководства Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, муниципальных властей, на чьей территории и были выявлены факты нарушений миграционного законодательства, с приглашением руководителей крупнейших отелей и гостиниц. По итогам данного совещания, было принято решение провести обучающий семинар по работе с установленной программой, провести работы по усовершенствованию данной программы, а также была разъяснена позиция миграционной службы по привлечению предпринимателей к административной ответственности.

Так как все материалы от Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан на момент обращения предпринимателей к Уполномоченному уже были направлены в суд для привлечения предпринимателей к административной ответственности. Более того, в большинстве случаев состоялись решения районных судов о признании вины предпринимателей в совершении административного правонарушения и о привлечении их к административной ответственности в размере, заявленном миграционной службой. Тогда Уполномоченным были проведены консультации как самих предпринимателей, так и их юридических служб по порядку выстраивания защиты в суде. В рамках нескольких встреч была разработана общая стратегия судебной защиты и, когда материалы административного производства были переданы в Верховный суд Республики Татарстан для пересмотра состоявшихся решений по жалобам предпринимателей, Уполномоченным было подготовлено письмо в адрес Председателя Верховного суда Республики Татарстан в поддержку интересов предпринимателей. В данном письме Уполномоченный, ссылаясь на сложившуюся судебную практику, апеллировал к доводу о явной несоразмерности накладываемой ответственности на предпринимателей характеру вменяемого правонарушения. Нужно отметить, что Суд прислушался к доводам Уполномоченного, так на должностных лиц и вовсе не были наложены штрафы, а в отношении юридических лиц, сумма штрафов была снижена в 10 раз!

Сейчас Уполномоченный продолжает работу по налаживанию взаимодействия миграционной службы с отельерами, чтобы впредь таких ситуаций не возникало.  

Так, 28.10.2014 Тимур Нагуманов встретился с начальником Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан С.В. Чепуштановым. На встрече также присутствовали Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму С.Е. Иванов и заместитель министра информатизации и связи Республики Татарстан А.Ф. Мубаракшин. В ходе встречи была достигнута договоренность о том, что в ближайшее время будет создано полноценное программное обеспечение, которое позволит организациям, оказывающим гостини чные услуги, направлять необходимую информацию в УФМС РФ по РТ в электронной форме.

Кроме того, УФМС РФ по РТ будет ежеквартально проводить встречи с представителями организаций, оказывающих гостиничные услуги, для обсуждения возникающих у них вопросов по взаимодействию.

Указанные меры должны в ближайшем будущем существенно облегчить деятельность гостиниц и отелей в Республике Татарстан.

Последнее обновление: 31 октября 2014 г., 14:53

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International