Накануне в Верхнем Услоне прошла открытая встреча районного бизнеса и столичных чиновников. Верхнеуслонские предприниматели рассказали бизнес-омбудсмену Тимуру Нагуманову и главе района Марату Зиатдинову о нападках со стороны контролеров, «домушниках-маникюристах» в Иннополисе и холдинге «Ак Барс», который задолжал местным фермерам за поставку зерна.
Традиционно обсуждение болевых точек Нагуманов начал с краткого среза ситуации в районе. По словам омбудсмена, исследование делового климата показало, что Услон во многом опережает соседей по уровню бизнес-активности. Предприниматели готовы расширяться, отметил он. Однако оказалось, что не всякому бизнесу дают вырасти. Индивидуальный предприниматель, заведующий тремя магазинами и пекарней, посетовал Нагуманову на крупные супермаркеты — «Магнит» и «Пятерочка», которые буквально выживают с рынка мелких торговцев.
«Как нам дальше жить?», — обратился предприниматель к чиновникам. Мужчина рассказал, что после открытия федеральных точек его выручка сократилась на 80 процентов. «Мы же не для бизнеса это делаем, а чтобы просто прокормить себя! Работу людям даем. Кто просил эти супермаркеты открывать?», — сокрушался предприниматель. В ответ Нагуманов заявил, что подобные вопросы задают в каждом районе республики, но нужно понимать, что оградить малый бизнес от коммерческих гигантов невозможно.
«Это реальности жизни, и с этим надо жить», — подытожил омбудсмен.
Следующей открытый микрофон взяла владелица салона красоты «Матур» в Иннополисе, которая пожаловалась на «домушников-маникюристов», отбирающих клиентов у «честных предпринимателей». «Да у них же запись на несколько недель вперед, пяти минут свободных нет, а у меня в Новый год бывало, что несколько свободных окошек. Нельзя ли как-то повлиять?», — спросила она.
После минуты раздумий омбудсмен пошутил, что вопрос «немного не в тренде», поскольку сейчас обратная тенденция — на поддержку самозанятых, а с 1 января 2019 году в Татарстане запустили пилотный проект по легализации домашних предпринимателей.
«Я понимаю, что вам бы хотелось, чтобы мы набросились в Иннополисе на самозанятых и запретили им работать. Но этого не будет. Я, как бизнес-омбудсмен, наоборот, буду их защищать от подобного рода нападок. Это люди, которые зарабатывают себе на хлеб. По сути, это такие же предприниматели, как вы», — объяснил Тимур Нагуманов и добавил, что бороться с самозанятыми — бесполезно, так как их слишком много.
Бонусом для малого бизнеса, который ведет деятельность легально, по мнению Нагуманова, может стать упрощение требований санитарной безопасности, предусмотренное не только для самозанятых. «Мы обсуждаем», — сказал Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Вскоре обсуждения в духе Муслимы Латыповой сменились жалобами на холдинг «Ак Барс», который задолжал фермерам Верхнего Услона за поставки зерна.
Прокурор Ратмир Шайдуллин пообещал разобраться с должниками и попросил предпринимательницу направить ему документы и договора с компанией. Шайдуллин отметил, что компанию не впервые обвиняют в отказе от оплаты подрядчикам.
«Мы являемся малым предприятием, у нас работает 92 человека, выручка 380 миллионов рублей. За прошлый год у нас было 8 плановых проверок, — заявил сидящий в зале генеральный директор АО „Таткрахмалпатока“ Альберт Прокопьев, — Приедет проверяющий, посмотрит полдня, уедет. Затем начинаются звонки: привезите этот документ, тот. Печатаем копии, привозим в Казань. По итогам проверки мы, как правило, получаем штраф».
С большим интересом президиум выслушал историю, как к Прокопьеву инкогнито прислали молодого инспектора из Россельхознадзора. Предприниматель рассказал, что проверяющий «докопался» из-за 10 необрабатываемых соток земли на склоне оврага. «Там угол наклона более 15 градусов. Почему меня заставляют обрабатывать эту землю, гробить сельхозтехнику? Ощущение такое, что контролирующим органам спускают план проверок. А так как действующих предприятий становится все меньше, то давление контролеров все больше увеличивается на нас. Скажите честно: „Мы вас все равно загубим“, мы лучше сами закроемся. Мое предложение: отстаньте от нас!», — громогласно завершил свой спич гендиректор АО «Таткрахмалпатока».
Выслушав «крик души», омбудсмен Нагуманов с сожалением отметил, что предприниматели по-прежнему страдают от нападок со стороны контролеров.
«Более 60% предпринимателей говорят, что их хотя бы раз проверяли в течение года. Основания придумываются совершенно разные, не только плановые проверки. Таким образом, мы выходим на цифру 100 тысяч проверок в год, хотя в официальной статистике Татарстана фигурирует другая цифра — 40 тысяч поверок», — привел он статистику. Уполномоченный добавил, что несмотря на заявления о сокращении количества проверок, на деле «палочная» система продолжает жить.
«На совещаниях они говорят, как они занимаются профилактикой, что они ушли от плана. Потом у них заканчивается публичная часть совещания, они с нами прощаются, закрывают двери, выключают телефоны и говорят: „А теперь по факту!“. И давай разбирать каждого инспектора — какие проверки сделал, сколько штрафов начислил. Они до сих пор „на палках“ сидят — премии и поощрения получают те, кто хорошие штрафы взыскивает», — рассказал бизнес-омбудсмен и попросил подойти после совещания подойти к коллегам, объяснить все в деталях.
«Давайте ваши факты возьмем, давайте разбираться», — предложил Тимур Нагуманов.