Сегодня в Торгово-промышленной палаты РТ прошло шестое заседание Общественного совета Центра общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции» в Татарстане, в котором приняла участие заместитель заведующего отделом по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Елена Попова.
С основным докладом по теме «Государственные закупки и субъекты малого и среднего предпринимательства: эффективность и перспективы развития» перед обновленным Общественным советом ЦОП выступила его сопредседатель по административному и гражданскому направлениям Гульнара Сергеева. Она дала анализ развития системы государственных и корпоративных закупок за 2017-2019 годы и констатировала, что значительная доля госзакупок до сих пор приходится на единого поставщика - более 70% госзакупок осуществляется неконкурентно. Так, общая сумма контрактов, заключенных в Республике Татарстан по 44-ФЗ, за это время выросла с 148,2 до 197,53 млрд рублей, при этом доля МСП в контрактах остается на уровне 33-35%. Значительно хуже ситуация с контрактами, заключенными по 223-ФЗ. С 2017 по 2019 год сумма контрактов выросла почти вдвое - с 201,57 до 401,87 млрд рублей. При этом доля МСП снизилась с 33% в 2017 году до 15% в 2019 году. Снизилось и сумма контрактов, заключенных с МСП – с 65,7 до 60,77 млрд рублей.
Начальник отдела закупок и административно-хозяйственной деятельности АО «Региональная лизинговая компания Республики Татарстан» Александр Лямин вынес на обсуждение проблему предоставления преимуществ организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 ФЗ № 44. Он отметил, что по этому закону преимущество в торгах предоставляется исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов или организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на межрегиональные, региональные и местные.
Он предложил внести изменения в ч. 1 ст. 29 ФЗ-44, распространив ее действие также на межрегиональные, региональные и местные организации инвалидов. Участники Общественного совета единогласно проголосовали за эту инициативу.
Также Лямин предложил субсидировать предпринимателям стоимость услуг электронных торговых площадок за счет средств, выделяемых на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» и отменить требование к участникам торгов уведомлять о стране происхождения товара, кроме отдельных оговоренных случаев. Это, по мнению Лямина, увеличит конкуренцию и снизит коррупционный фактор. Присутствующий на заседании Общественного совета ЦОП генеральный директор Агентства по государственному заказу РТ Яков Геллер выступил оппонентом по первому предложению, отметив, что субсидирование работы коммерческих структур нарушает рыночную среду. В итоге было принято решение о том, что рабочая группа доработает предложение с учетом внесенных замечаний.
Затем к участникам совещания обратился индивидуальный предприниматель из Буинска Тагир Газизов, который рассказал, что администрация района в одностороннем порядке разорвала муниципальный контракт на осуществление внутригородских перевозок пассажиров. Предприниматель подал иск на действия администрации района в Арбитражный суд РТ, а пока продолжает оказывать эти услуги за свой счет.
Экспертом по этому вопросу выступил Председатель Общественного совета Госкомитета РТ по закупкам Радик Халиуллин. Он отметил, что предприниматель дает рабочие места, ежегодно в виде налогов отчисляет 1 млн рублей в бюджеты разных уровней, под этот контракт он приобрел в лизинг автобусы, за которые должен платить 200 тысяч рублей ежемесячно. «Надеемся, что суд разберется и примет адекватное решение. Если бы в Татарстане было много таких предпринимателей, то какой-бы у нас был бюджет!», - сказал Халиуллин.
Присутствующий на заседании представитель администрации Буинского района отказался как-то комментировать ситуацию, сославшись на то, что точку в споре поставит суд.
В свою очередь начальник отдела надзора по исполнению законодательства в сфере экономики Прокуратуры РТ Тимур Гильманов сообщил, что причиной расторжения контракта с предпринимателей стала претензия на то, что его автобусы в некоторые дни не находились на маршруте, что якобы было установлено по запросу администрации района оператором системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Однако представитель прокуратуры РТ поставил эти данные под сомнение. Он сообщил, что была проведена прокурорская проверка, которая выявила нарушение законодательства администрация района при расторжении контракта. Соответствующее представление было вынесено прокуратурой Буинского района, однако оно было проигнорировано. Тимур Гильманов предупредил, что если Арбитражный суд встанет на сторону предпринимателя, то в отношении должностных лиц районной администрации может быть возбуждено уголовное дело по ст. 169 УК РФ (Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).
Заместитель заведующего отделом по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Елена Попова сообщила, что ситуация находится на контроле у бизнес-омбудсмена Фарида Абдулганиева ипри необходимости юристы Общественной приемной готовы помочь предпринимателю сформулировать правовую позицию.
Общественный совет проголосовал за предложение обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей с просьбой обратиться с запросом в Прокуратуру РТ об исполнении предписания.
Выступление генерального директора ООО «ФБК Поволжье» Сергея Никифорова касалось негативных последствий применения предусмотренных федеральным законом №44-ФЗ процедур по отбора аудиторской организации в хозяйственных обществах с долей государства 25 и более процентов.
«Спецификой конкурсного отбора по 44-ФЗ является «заточенность» процедур на отборе товара (услуги) по минимальной стоимости. Это создало идеальную среду как для фактического уклонения от проведения обязательного аудита, так и для деятельности недобросовестных участников рынка аудиторских услуг», - подчеркнул Никифоров.
По его словам, за последние годы среднее снижение цены на конкурсах по отбору аудитора хозяйственных обществ составило 50%, а при отборе аудитора ГУПов и МУПов (где, как правило, также применяются конкурсные процедуры по 44-ФЗ) – 80%. Какой-либо нижний порог для снижения цены практически отсутствует. «Таким образом, целый ряд недобросовестных аудиторских организаций получили фактическую возможность неосновательного обогащения, сведя проведение обязательного аудита к профанации его проведения в той или иной степени», - отметил Никифоров.
Яков Геллер отметил актуальность выявленной докладчиком. В свою очередь, Гульнара Сергеева внесла предложение обратиться к депутату Госдумы от Татарстана Айрату Фаррахову для продвижения этой инициативы на федеральном уровне.