Казанский предприниматель обратился к Уполномоченному при Раисе РТ по защите прав предпринимателей Фариду Абдулганиеву за помощью. Предприниматель рассказал, что мировой суд Кемеровской области обязал его выплатить покупателю неустойку и моральную компенсацию в размере более 200 тысяч рублей за якобы непоставленный смартфон, стоимостью 36 тысяч рублей, приобретенный на маркетплейсе «Мегамаркет». Предприниматель утверждал, что никогда не регистрировал свой магазин на этой площадке, не продавал там товары и не давал согласия на использование своих личных данных.
Несмотря на попытки оспорить решение в апелляции и кассации, предприниматель не добился успеха. Он заподозрил истца в мошенничестве.
Юристы аппарата бизнес-омбудсмена Татарстана проверили судебную практику Кемеровской области. Выяснилось, что тот же истец фигурирует в 36 гражданских делах, включая 9 по защите прав потребителей (2 из них — через «Мегамаркет»). Это указывает на основание заподозрить истца в «потребительском экстремизме».
Обращение казанского предпринимателя было направлено бизнес-омбудсмену Кемеровской области для взаимодействия с региональными правоохранительными органами. В результате ОМВД по Яйскому округу возбудило в отношении покупателя уголовное дело по статье «Мошенничество». Одновременно Роскомнадзор начал проверку работы маркетплейса «Мегамаркет» на предмет регистрации электронных магазинов, оформленных на лиц, не дававших на это согласие.