В понедельник 24 октября в Нижнекамске прошла вторая встреча с Альбертом Каримовым, министром промышленности и торговли РТ. Предприниматели задали вопросы, касающиеся программ импортозамещения, поддержки производителей оборудования, территории опережающего социально-экономического развития, развития инфраструктуры электроприводного транспорта и других тем.
Предпринимателей Вадима Шурупова (Теплолюкс Нижнекамск) и Константина Антонова (Doorhan 21 век Казань) интересовал вопрос импортозамещения и поддержки поставщиков российского оборудования. По словам Вадима Шурупова, несмотря на программу импортозамещения, многие компании закладывают в проекты импортное оборудование, и спросил, как стимулировать большие коммерческие компании и особую экономическую зону «Алабуга» на замену импортного оборудования российским.
По словам Альберта Каримова, в течение последнего месяца вышло постановление правительства РТ, которое дает преференцию в размере 15% по ставкам отечественных товаропроизводителей. Поэтому, если в ходе тендера выставляется две заявки — от российского производителя и иностранного, заявка иностранного автоматически будет считаться на 15% дороже: «Сейчас находится на стадии внедрения, дает серьезную преференцию именно при закупках именно для российских производителей», — сказал министр.
Что касается закупок крупных корпораций, в сентябре вышло постановление кабмина, где прописан порядок работы с крупными компаниями. Однако, если лицензиар или компания, которая реализует проект, является иностранной, то они закладывают иностранные комплектующие, так как это является условием их гарантий. «Мы системно с такими случаями разбираемся, если вы дадите информацию, где, что, как работают – мы тоже отработаем», — заверил Каримов.
«Мы до конца это никогда не отрегулируем, чтобы закладывали в проект российские решения — для этого нужна эффективная коммуникация, — подтвердил Уполномоченный по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, модерировавший встречу. — Мы с этим постоянно сталкиваемся. Как предложение — минпрому здесь нужно наращивать ключевую роль. Не скажу, что вы этого не делаете, но на системной основе предпринимателям не хватает площадки коммуникаций крупного бизнеса с малым».
Представитель компании «Камэко» Олег Давыдов задал вопрос о финансовой модели импортозамещения — его интересовала схема прохождения заявки в республике по программе лизинговых проектов фонда развития промышленности для промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенной в РФ. «Если раньше фонд просто давал займы под 5% на проекты, направленные на импортозамещение, появилось несколько дополнительных инструментов, в том числе и гранты под лизинговые проекты», — подтвердил Каримов. В прошедшую пятницу первый проект в России прошел экспертный совет Фонда. Каримов предложил прислать документы и взял вопрос на обработку. Тимур Нагуманов прокомментировал, что по количеству заявок Татарстан занимает первое место в рейтинге фонда развития промышленности. Каримов добавил, что по схеме прохождения нужно обратиться в министерство, к заместителю министра Алмазу Хусаинову.
Вопрос Константина Антонова из компании Doorhan 21 век Казань, единственного в России производителя автоматических ворот всех видов, касался поставок КАМАЗа из Германии. Каримов отметил, что лично проверил вопрос, по его словам, заказчиком строящегося завода является немецкая компания, которая настаивает на немецких поставщиках. Каримов предложил защищать права местных товаропроизводителей и рассмотреть вопрос в Совете по предпринимательству при Президенте РТ. Тимур Нагуманов согласился и предложил Каримову активно участвовать в работе группы.
Представитель компании Техкомпект Айрат Гараев задал вопрос по электротранспорту. Предприниматель хотел бы заняться развитием инфраструктуры для этого вида транспорта: «До 2030 некоторые страны в Европе планируют отказаться от регистрации автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, полностью переход на электромобили. Нужна инфраструктура, чтобы потребители могли их приобретать». Он поинтересовался, какие есть разработки по инфраструктуре. «Должны и потребители быть готовы платить за электроэнергию, и производители производить технику, и вся инфраструктура должна быть создана. Сегодня работа ведется — тот же КАМАЗ разрабатывает тематику автобусов на электрическом приводе», — сказал Каримов. Сейчас в рамках двух проектов — в Сколково и в Иннополисе — развивается инфраструктура электрических заправок.
Гараев отметил, что установка по заправке электромобилей, которую поставила компания «Татнефть» в Химграде, стоит 280 000, он хотел бы производить аналоги, но должна быть программа охвата региона этим видом транспорта, схема размещения заправок, должны быть проведены мощности. Каримов попросил передать материалы и пообещал, что в министерстве их используют.
Фанис Ибрагимов спросил о том, на какой стадии находится внедрение статуса ТОСЭР для Нижнекамска. Документация почти завершена, в начале ноября заявка должна быть отправлена на рассмотрение фонда моногородов, ответил министр: «Эта работа ведется, дальше все зависит от активности предпринимателей, которые будут включены в заявку».