С 2019 года Татарстан стал одним из четырех регионов, где начали тестировать новый налоговый режим самозанятых. Жители республики начали активно регистрироваться в новом статусе и к концу прошлого года количество самозанятых превысило 60 тысяч человек. Как себя чувствуют самозанятые в условиях введения карантинных мероприятий, с какими наиболее острыми вопросами они сталкиваются и какую помощь они ждут от государства? Эти и другие вопросы обсуждались сегодня в ходе очередного антикризисного интенсива «Самозанятые на карантине: как спасти свое дело?», организованного уполномоченным при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Фаридом Абдулганиевым.
На антикризисный интенсив в качестве экспертов были приглашены генеральный директор АНО «Центр поддержки самозанятых» Лиана Пахарева и директор стратегических проектов Яндекс.Такси Петр Диденко.
Лиана Пахарева обнародовала результаты проведенного недавно анкетирования среди самозанятых. Их спрашивали, с какими трудностями они столкнулись и какие решения своих проблем они видят. Главной проблемой самозанятые назвали исполнение своих кредитных обязательств. По ее словам, трудность в том, что справку о доходах, которую самозанятый может получить через сервис «Мой налог», банками не принимается. Соответственно, самозанятые не могут подтвердить, что их доход уменьшился на 30%. А, значит, они не могут рассчитывать на кредитные каникулы.
Еще один блок проблем связан со сферой красоты, где занято много самозанятых. Пока действует режим самоизоляции, им не разрешено работать. Хотя, как отметила Пахарева, есть опыт Тульской области, где парикмахерским и салонам красоты разрешено работать по предварительной записи и при условии нахождения в зале только одного мастера и одного клиента. А в Москве разрешено работать тем салонам, которые имеют медицинскую лицензию и соблюдают все требований безопасности.
Третий блок вопросов касается оформления справки от работодателя, которая позволяет перемещаться по городу, чтобы доставить свой товар. У самозанятых, как известно, нет работодателя, а, значит, им некому выписывать требуемую справку. Сам на себя он тоже не может ее оформить. В СМС-сервисе так же не предусмотрено такого основания для покидания дома.
Она подняла еще один актуальный вопрос, который касается адаптации самозанятых под новые рыночные условия. «Мы настоятельно рекомендуем самозанятым быстро адаптироваться под новые условия. Нужно стараться найти те потребности, которые сейчас актуальны. Это поможет остаться на плаву и сохранить свой бизнес», - подчеркнула генеральный директор АНО «Центр поддержки самозанятых» Лиана Пахарева.
Она также напомнила, что в республике действует «Биржевая площадка РТ» (http://bp.zakazrf.ru/), где самозанятые могут принять участие в тендерах на поставку товаров и услуг. «Но по каким-то причинам самозанятых там пока не так много. Тем не менее актуальность этого сервиса будет только увеличиваться, и мы ждем от органов республиканской и муниципальной власти новых заказов на выполнение каких-то работ», - отметила Пахарева. При этом она отметила, что процедура поиска нужного тендера там затруднена. «Мы, самозанятые, очень ценим свое время. Хочется зайти, найти объявление о тендере, сказать: «круто, это мне подходит! Я готов сделать это прямо завтра», и получить свою оплату. Тогда самозанятые привыкнут и начнут активно пользоваться этим сервисом», - сказала эксперт.
В свою очередь директор стратегических проектов Яндекс.Такси. Петр Диденко сообщил, что по всей России на его компанию работают 100 тысяч таксистов в статусе самозанятых, в том числе 9-10 тысяч в Татарстане. «Новый налоговый режим себя хорошо зарекомендовал, он востребован у самозанятых водителей», - подчеркнул он. Впрочем, он подтвердил, что банки неохотно принимают справки о доходах, которые предоставляет сервис. «Сейчас решение на стороне банков. Им надо быстрее адаптироваться к новой реалии», - подчеркнул он.
Для решения проблемы отсутствия у самозанятых справки от работодателя, Петр Диденко предложил контролирующим органам принимать электронные справки-подтверждения, которые цифровые платформы-агрегаторы, такие как «Деливери клаб», «Яндекс.Такси» «Яндекс.Еда», «Сити мобил» и т.д. могут предоставлять тем самозанятым, которые выполняют их заказы.
Самозанятый Хамит Нуров, который до последнего времени занимался изготовлением сувенирной продукцией из дерева, рассказал о своем опыте удачной переквалификации под нужды рынка. «Сейчас продаж сувениров нет. Мы быстро выяснили, что пользуется спросом на рынке и в данный момент вместе с женой начали шить защитные маски. Так что последние две недели моя семья обеспечена заработком», - рассказал он. При этом Хамит Нуров призвал своих коллег-самозанятых не унывать, а искать варианты удовлетворения изменившегося спроса.
Похожим опытом поделилась Лилия Мустафина, которая начинала печь торты на заказ в качестве самозанятой, но потом объединившись с подругой создала ИП. «В октябре 2019 года мы открыли кафе-кондитерскую. Все было очень хорошо до тех пор, как в конце марта был введен режим самоизоляции. Мы остались без дохода. При этом у нас были обязательства по выплате арендных платежей и зарплаты сотрудникам. За один вечер мы с сотрудниками придумали как удержаться на плаву в это тяжелое время: стали готовить полуфабрикаты на вынос. И с первого дня у нас появился спрос», - рассказала свою историю Мустафина.
«Я считаю, что в любой ситуации можно найти выход. Просто нужно не злиться, не обижаться на обстоятельства, а искать выход», - подчеркнула она.
Затем участники видеоконференции ответили на многочисленные вопросы самозанятых. Так, плотник, зарегистрировавшийся под ником Роман Иванов, рассказал, что надеялся перед началом дачного сезона реализовать свою продукцию – лавочки и столы. «Теперь таким, как я, сворачивать бизнес?», - спросил он, выразив однако надежду, что умелые руки все-таки будут востребованы в республике.
Бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев ответил ему, сообщив, что самозанятые будут в приоритетном порядке задействованы в реализации муниципальных программ благоустройства. «Мы уже видим, что самозанятых привлекают к ремонту остановочных павильонов», - сказал Абдулганиев. Также, по его словам, самозанятые могут быть привечены к реализации программы «Мой двор» и других республиканских программ.
Бизнес-омбудсмен сообщил, что сейчас вместе с Минцифрой РТ прорабатывается вопрос технической реализации механизма разрешения реально действующим самозанятым перемещаться по целям, необходимым для осуществления их деятельности. Отдельно прорабатывается аналогичный механизм для самозанятых таксистов. «Я думаю, что уже в ближайшее время мы эту техническую возможность предоставим», - отметил Фарид Абдулганиев.
Более сложным оказался вопрос предоставления разрешения на работу самозанятых, задействованных в индустрии красоты (парикмахеров и т.д.). «Мы прорабатываем вопрос, как разрешить им работать и при этом не нарушать противоэпидемические требования, минимизировать риски», - ответил бизнес-омбудсмен РТ.
Подводя итоги онлайн-встречи, Фарид Абдулганиев напомнил, что по итогам прошлого года через госзаказ малый бизнес и самозанятые Татарстана заключили контрактов на 40 млрд рублей. Плюсом к этому за вторую половину 2019 года они получили заказов на 21 млрд рублей через площадку Регионального маркетингового центра.