Компании интернет-ритейла и логистики: «Мы с нетерпением ждем начала реализации проекта бондовых складов в Татарстане»

22 августа 2020 г., суббота

Мы находимся на пороге принципиально нового витка развития электронной торговли, когда международные границы будут размыты для перемещения товаров, в том числе, произведенных в Татарстане. Об этом вчера завил в своем приветственном слове бизнес-омбудсмен РТ, помощник Президента РТ Фарид Абдулганиев, обращаясь к участникам конференции «Развитие межграничной электронной торговли в Татарстане», которая прошла в «Татмедиа».

Участниками конференции стали члены бизнес-миссии из числа ведущих компаний интернет-ритейла и логистики, которые приехали в Казань для обмена мнениями в преддверии запланированной на 24 августа встречи Президента РТ Рустама Минниханова с генеральным директором АО «Почта России» Максимом Акимовым. Предполагается, что в ходе этой встречи будет обсуждаться тема возможности создания в Татарстане первой в России бондовой зоны – территории со специальным таможенным режимом, который существенно облегчает экспортные, транзитные и импортные операции в международной интернет-торговле.

Фарид Абдулганиев, напомнил, что в конце июля соответствующее обращение о готовности республики участвовать в эксперименте Президент РТ Рустам Минниханов направил в адрес премьер-министра Михаила Мишустина

Приводя в пример успешный опыт других стран, которые находятся в непосредственной близости от России – Китай, Прибалтика, Казахстан – бизнес-омбудсмен РТ отметил, что из-за отсутствия такой зоны в России «мы сами тормозим развитие интернет-торговли у себя в стране».

В то же время, согласно исследованию «Яндекс.Кассы», в период самоизоляции 10 млн россиян впервые попробовали онлайн-покупки. Более того, и после отмены снятия режима самоизоляции жители России продолжили активно оплачивать через интернет товары и услуги. 

Генеральный директор российского представительства американского маркетплейса iHerb Илья Микинсообщил, что у компании есть свой бондовый склад в Южной Корее. «Мы прошли этот опыт вместе с местными регуляторами, местной таможней. Буквально в бою вырабатывались различные нормы регулирования и правила, такие, как возврат товаров, оплата налога на возврат товара. Тем не менее сейчас это работает достаточно хорошо. С учетом нашего опыта я уверен, что строительство бондовых складов в России – это шаг в будущее, к развитию лучшего потребительского опыта, поскольку товар будет доставляться качественно и прозрачно», - рассказал Минкин, добавив, что компания планирует инвестиции в развитие бондовых складов в России и лишь ждет начала данного эксперимента.

Старший менеджер отдела по взаимодействию с государственными органами «Яндекс. Маркет» Татьяна Бражник также считает, что такой таможенный режим очень нужен российскому интернет-ритейлу. Но для этого потребуется изменение законодательной базы Таможенного союза, где нужно будет прописать многие аспекты и риски. «Компания «Яндекс.Маркет» готова присоединиться к такой работе по подготовке проекта бондовых складов», - подчеркнула она.

На уточняющий вопрос Абдулганиева о планах компании в Татарстане, Татьяна Бражник отметила, что Татарстан – один из самых активных регионов в области электронной коммерции. «10% жителей Казани совершают онлайн-покупки раз в несколько дней. Это самый большой показатель среди городов. Поэтому у компании «Яндекс.Маркет» есть планы по строительству своего сортировочного центра в республике. «Сотрудничество компании с Татарстаном будут развиваться и дальше», - пообещала Татьяна Бражник.

В свою очередь директор по GR компании AliExpress Russia Сергей Лебедев поблагодарил правительство Татарстана за смелось в инициации эксперимента по созданию бондовых складов в России. «Совершенно не удивительно, что в Татарстане начнется этот эксперимент. Потому что бондовые склады потребуют еще очень мощной IT-интеграции всех участников процесса: нужно будет выстраивать коммуникации между поставщиками, оператором бондового склада, магистральными перевозчиками,  а также компаниями, которые обеспечивают «первую и «последнюю милю». Мы с нетерпением ждем начала эксперимента», - подчеркнул Лебедев.

«Нам очень нравится Татарстан, здесь очень активные предприниматели. За период пандемии у нас удвоилось количество татарстанских поставщиков. Сейчас их более 200. Они в основном продают автозапчасти, товары для дома и мебель», - рассказал Лебедев.

По мнению директора по GR компании AliExpress Russia, в России бондовые зоны должны располагаться около международных аэропортов, таких как Казань, Новосибирск, Екатеринбург и Москва, а также вдоль транссибирской магистрали.

«Я считаю, что у нас свой путь. Не обязательно полностью копировать работу бондовых складов в других странах. Я уверен, что мы можем придумать гораздо эффективные модели. Главное, что сильно поможет нашим производителям – удобное и быстрое подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте B2C-товаров», - добавил Сергей Лебедев.

По просьбе Фарида Абдулганиева, вице-президент Национальной Ассоциации Дистанционной торговли (НАДТ) Игорь Зубов рассказал об опыте использования бондовых зон в других странах и посетовал на то, что в России этой теме до последнего времени не уделяли должного внимания. 

«Пять лет назад мы обратили внимание на тенденцию создания бондовых зон под трансграничную торговлю по всему миру. Четыре года назад мы разработали свои предложения по развитию бондовых зон в России и начали обсуждать его в правительстве России. Но только полгода назад, когда мы познакомились с представителями правительства Татарстана, этот проект действительно начал набирать обороты. Мы были приятно удивлены, насколько быстро принимаются решения в Татарстане и насколько быстро коллеги в республике вникают в суть данного проекта, а следовательно, принимают правильные решения», - отметил Игорь Зубов.

По его мнению, в России есть уникальная возможность объединить бондовые зоны экспортного, импортного и транзитного типа, так как Россия, как страна между Европой и Азией, имеет огромный потенциал транзита. «Использование бондовых зон совместно с технопарками может серьезно помочь местным производителям активнее продавать свою продукцию в любую страну мира», - подчеркнул эксперт.

Бизнес-омбудсмен РТ спросил у Зубова, возможна ли синергия между компанией «Почты России» и логистическими проектами маркетплейсов, которые развиваются в Татарстане.

Отвечая, вице-президенте НАДТ напомнил, что на долю «Почту России сейчас приходится до 80% всех международных почтовых отправлений. «Компания сама может организовать логистику. Но бондовая зона - это не только логистика. Это fulfillment, это обучение и привлечение компаний электронной коммерции. Это не те задачи, которые являются основными для «Почты России»», - отметил Зубов. 

По его мнению, «Почта России» должна сегодня привлечь в проект бондовой зоны как можно больше партнеров из различных отраслей. «Время сегодня - решающий фактор. Если в течении полугода-года мы не сможем по нормальному запустить бондовую зону и выйти на приличные обороты, то потом может быть уже поздно – потенциальные клиенты уйдут в бондовые зоны соседних стран», - предупредил Игорь Зубов.

Директор по GR компании Ozon Дмитрий Русаков также поддержал проект создания бондовых складов в России. «Мы считаем, что это радикально сократит скорость доставки товаров до потребителей. А в современном мире это является одним из основных факторов выбора потребителем той или иной интернет-площадки, того или иного товара. Мы готовы к экспериментам и как только создание бондовых складов перейдет в практическую плоскость, мы в этой истории обязательно примем участие», - сказал Русаков. 

Он отметил опыт активное развития компании в Татарстане, где Ozon запустил свой первый складской комплекс еще в 2016 году. Сейчас его мощности недостаточно. Поэтому в октябре Ozon откроет первую очередь своего нового логистического комплекса площадью 38000 кв.м., где будет трудоустроено более 1500 тысяч жителей республики. Русаков также отметил, что вокруг любого маркетплейса формируется внешняя инфраструктура, которая создает дополнительные рабочие места в виде услуг, в том числе для самозанятых по оформлению электронной витрины товара, его доставки до конечного потребителя и т.д.   

Генеральный директор компании Boxberry Марат Артуганов рассказал о том, как меняется рынок доставки в условиях коронавирусной инфекции. По его словам, самоизоляция населения вызвала резкий рост спроса на курьерскую доставку товара до дома, хотя исторически в России предпочтительнее был способ доставки самовывозом. Причем курьерская доставка начала уходить в сторону очень быстрой срочной доставки «хочу здесь и сейчас». Тем не менее, по мнению Артуганова, самовывоз продолжит доминировать, так как функционально это более дешевый способ доставки.

Он также поделился планами по запуску проекта таможенного оформления экспресс-грузов из Европы прямо в Казань. «Здесь есть хороша точка для технической остановки грузовых самолетов, которые летят из Гонконга в Амстердам и обратно. Это к вопросу о хорошем местоположении Татарстана», - пояснил гендиректор Boxberry.

Фарид Абдулганиев на это отметил, что нет ничего нового в том, что у Казани удачное местоположение. «Как в средние века Казань находится на шелковом пути из Китая в Европу, так и сейчас находится, только на «электронном» шелковом пути. И если подходы к перевозке грузов постепенно менялись, это никак не отразилось на выгодности локации Казани», - подчеркнул бизнес-омбудсмен РТ.

Гендиректор Boxberry сказал, что его компания очень заинтересована в создании в России бондовых складов. «Потому что таможня в России – это один из факторов, которые ограничивают приход в страну новых игроков. Именно с высокой административной нагрузкой в области таможенного оформления экспресс-грузов связано доминирующее положение «Почты России» в трансграничной электронной торговле. Лично я, как представитель бизнеса, рассчитываю, что бондовая зона поможет сделать эту историю более прозрачной и контролируемой. У таможни постоянно есть подозрение, что мы контрабандисты. А мы хотим показать, что мы не такие, что мы за честный бизнес», - пояснил Артуганов, добавив, что он верит в большой экспортный потенциал России.

Это подтвердил в своем выступлении и директор филиала DHL Эрнест Валеев, по словам которого в 2020 году компания зафиксировала пятикратный рост иностранных покупок в российских интернет-магазинах. «Для нас это беспрецедентно. Буквально год назад мы встречались с предпринимателем, который начинал свой бизнес в гараже – изготовлял на токарном станке карты мира. А теперь он представлен на «Амазоне» и количество отправлений, которые он совершает через нашу сеть превышает отправления многих заводов, вместе взятых – это тысячи отправлений в месяц», - рассказал Валеев.

Он отметил накопленный большой опыт компании DHL в международных доставках. Мы знаем таможенное законодательство в 220 странах мира и надеемся, что наша экспертиза будет востребована, в том числе при создании бондовых складов», - подчеркнул Эрнест Валеев. 

Подводя итоги конференции, бизнес-омбудсмен РТ, помощник Президента РТ Фарид Абдулганиев констатировал, что участники встречи однозначно высказались за создание бондовых зон и отметил, что Татарстан действует в полном согласии с представителями отрасли.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International