Сегодня бизнес-омбудсмен РТ, помощник Президента РТ Фарид Абдулганиев принял участие в интернет-конференции «Как Татарстан лидирует в E-commerce: драйверы роста и секреты успеха», которую организовал телеканал РБК. Вместе с ним в конференции приняли участие заместитель председателя правления, заместитель генерального директора по электронной коммерции АО «Почта России» Алексей Скатин, основатель компании KazanExpress Линар Хуснуллин и глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. Модератором дискуссии выступил ведущий телеканала РБК Сергей Краснов.
Рассказывая об особенностях развития электронной коммерции в Татарстане и драйверах ее роста, Фарид Абдулганиев подчеркнул важность наличия платежеспособного спроса. Он напомнил, что Татарстан входит в число крупнейших регионов по вкладу в экономику России. Объем валового регионального продукта по итогам 2019 года составит более 2,58 трлн рублей. На протяжении последних 10 лет республика стабильно занимает лидирующие позиции в стране по всем основным макропоказателям.
Еще одно важное условие развития электронной торговли в регионе – наличие соответствующей инфраструктуры. По итогам 2019 года Татарстан занял первое место среди регионов России по индексу цифровизации, уступив лишь Москве. Рейтинг был составлен Центром исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ».
Уровень проникновения интернета в Татарстане один из самых высоких среди регионов России и наибольший в ПФО: 77% домохозяйств имеют домашний интернет. Также Татарстан является лидером в ПФО по проникновению мобильного интернета. В 2020 году 100% татарстанских школ обеспечены высокоскоростным интернетом, чего нет ни в одном регионе России.
Абдулганиев отметил значительный рост числа поставщиков из Татарстана, работающих через маркетплейсы и их выручку. Так, по данным на 9 месяцев 2020 года выручка 571 татарстанских поставщиков на площадке Wildberries составила 828 млн рублей, что более чем в 2 раза превышает результаты всего 2019 года. У маркетплейса Ozon количество поставщиков из Татарстана за год выросло в 14 раз – до почти 400. Совокупный их оборот на Ozon за 9 месяцев вырос в 24 раза в годовом сопоставлении и достиг 650 млн рублей. На Яндекс.Маркете продают свои товары около 500 поставщиков из Татарстана. С января по сентябрь 2020 года через эту платформу они продали товаров на 580 млн рублей. Это на 27% больше, чем за весь 2019 год.
3120 продавцов продают свои товары на быстрорастущем татарстанском маркетплейсе KazanExpress, из них 1890 – из самого Татарстана (61%). 71% из них – индивидуальные предприниматели, 26% - ООО и еще 3% - самозанятые. Выручка татарстанских предпринимателей на этой площадке по итогам 9 месяцев 2020 года составила 1,4 млрд рублей. Причем в сентябре, по данным компании, выручка продавцов в 10 раз превысила показатели января или февраля. Сейчас площадка ежедневно обрабатывает 12000 заказов, продает 40 тысяч товаров.
Активно наращивает свои позиции в Татарстане онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру». На сейчас республику приходится 17% от общего объема продаж по Приволжскому федеральному округу. Рост продаж за год (с августа 2019 по август 2020 года) в Казани составил 63%, в Набережных Челнах - 158%. В планах компании к концу 2021 года довести количество поставщиков из Татарстана до 100 компаний, оборот которых в сети может превысить 500 млн рублей.
Бизнес-омбудсмен РТ напомнил, что в прошлом году, еще до начала коронавирусной инфекции, были заключены договора о сотрудничестве с крупнейшими ретейлерами, такими как Ozon, Wildberries, Х5 Retail Group и «Яндекс». И несмотря на пандемию, все эти проекты либо уже реализованы, либо находятся в стадии завершения. Общий объем инвестиций в строительство региональных распределительных центров на территории Татарстана составляет более 12,5 млрд рублей.
24 августа 2020 года состоялось открытие первой очереди логистического центра Wildberries в промпарке «Зеленодольск» площадью 50 тысяч кв.м. После строительства второй очереди площадь логистического центра увеличится до 100 тысяч кв.м. Всего компания намерена вложить в этот проект 5 млрд рублей. Здесь будет создано около 5000 рабочих мест.
В сентябре прошел пробный пуск первой очереди логистического центра компании Ozon общей площадью 38 тысяч кв. метров на территории промпарка «Зеленодольск». Запуск полного цикла операций запланирован на 4 квартал 2020 года. Здесь будет работать 1800 татарстанцев. Его стоимость 800 млн рублей.
Заместитель генерального директора по электронной коммерции «Почта России» Алексей Скатин отметил выгодное местоположение Республики Татарстан - в радиусе 1200 км от Казани проживает 80% населения России, а это значит, что отсюда можно реализовать им доставку товаров в течение одних-двух суток. «Удачное расположение, помноженное на прогрессивное руководство республики, и объясняют лидерство Татарстана в сфере E-Com. Те проекты, которые мы здесь реализуем, происходят быстрее, чем мы планируем изначально», - подчеркнул Алексей Скатин. Он напомнил, что именно в Татарстане впервые был реализован один из крупнейших инфраструктурных проектов компании – строительство логистического терминала в аэропорту. И сейчас Татарстан становится первым регионом, где начнет работу бондовый склад «Почты России».
«Сейчас идет работа по разработке соответствующих нормативных документов, которые позволят реализовать этот эксперимент. Мы рассчитываем до 1 декабря запустит его на трех площадках. И первой площадкой, где мы его запустим, будет Татарстан. Республика и в здесь выигрывает конкуренцию», - отметил Скатин.
По его словам, с началом работы бондовых складов перед российскими поставщиками открываются возможности по поставкам своих товаров в зарубежные страны с доставкой в течении суток. «Представьте, насколько вырастет конкурентоспособность российских товаров, если мы дадим в Германии или любой другой стране сервис доставки «на следующий день» на наши товары?», - сказал он.
Также Алексей Скатин сообщил, что «Почта России» сейчас начинает тестировать с татарстанскими продавцами новый пилотный проект – доставку по специальным тарифам товаров в страны ближнего зарубежья – Армению, Казахстан, Белоруссию, Киргизстан и Узбекистан. «Если сложить все почтовые отделения этих стран, то это 15000 пунктов выдачи заказов. Если сделать правильное предложение для этих стран, по продажи товаров там имеет огромный потенциал», - отметил Скатин.
Основатель компании KazanExpress Линар Хуснуллин рассказал, что его маркетплейс растет темпами 22-24% в месяц, то есть за год бизнес увеличивается в 10 раз. «На 2021 год ставится цель достичь обработки 3 млн заказов в месяц, что сравнимо с сегодняшними показателями лидеров российского рынка. Постепенно мы это отставание будем уменьшать», - пообещал он.
Хуснуллин отметил, что в республике есть вся необходимая инфраструктура для роста регионального маркетплейса. «В Татарстане все вокруг работают на твое развитие. Все двери открыты, все работают как одна команда, никаких препон. Только полная поддержка. Это играет очень важную роль в успехе. Мы не думаем о том, как нам электричество или газ провести. Наша задача – думать только о развитии бизнеса», - подчеркнул бизнесмен.
Отвечая на вопрос ведущего и том, сможет ли Татарстан стать таможенным хабом для всей страны, Фарид Абдулганиев напомнил, что республика уже имеет опыт организации режима таможенной зоны на территории ОЭЗ «Алабуга», через которую осуществляются поставки комплектующих и станков для резидентов.
«Роль Татарстана шире, чем просто быть одним из таможенных хабов. Республика может взять на себя коммуникационную роль для обеспечения успешной реализации этого проекта во всей России», - сказал он, отметив, что «Алабуга» сегодня является самой успешной особой экономической зоной в России - на ее долю приходится более 60% выручки всех резидентов всех ОЭЗ страны. «Мы умеем успешно реализовывать масштабные проекты и готовы сделать татарстанский таможенный хаб одним из самых весомых и успешных в России», - подчеркнул Фарид Абдулганиев.
Он обратил внимание, что в Китае особые таможенные зоны создаются рядом с производством: из Индии везут нитки и пуговицы, ткань поступает из Вьетнама, а на китайском предприятии при бондовой зоне из этого шьют мужские сорочки, которые экспортируются в другую страну, без уплаты таможенных сборов. «Мы в Татарстане уже вплотную подошли к реализации такой схемы работы. Необходимо на государственном уровне формировать условия для того, чтобы этот процесс был организован, и чтобы он работал ритмично», - сказал бизнес-омбудсмен РТ.
В свою очередь Линар Хуснуллин отметил, что при существующем курсе рубля отечественные производители могут поставлять товары более конкурентоспособные даже на китайском рынке. «Мы сейчас строим большой складской комплекс и планируем туда переехать, а в старом здании площадью 15 тысяч кв. метров организуем производственный коворкинг, где российские компании смогут производить свои товары для реализации через маркетплейс. Надо будет финансово помочь им приобрести станки, обучить, запустить производство», - поделился своими планами Хуснуллин.
Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов высоко оценил идею реализации в республике бондовые зоны, где будет сосредоточено производство экспортной продукции. «В Татарстане люди правильно видят будущее и правильно оценивают потенциал e-Com. Бондовая зона позволяет со всего мира беспошлинно получать материалы и компоненты и из него на месте делать готовый товар. Это очень удобно и экономически выгодно. Я думаю, что за этим будущее. Если мы сумеем это сделать быстро, это будет гигантским подспорьем для местных производителей», - подчеркнул Иванов.
Подводя итоги конференции, бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев предположил, что сами термины «интернет-ретейл» и «E-Com» достаточно быстро исчезнут, потому что это станет обыденной вещью, о которой не задумываются. «Это лишь еще один канал продаж. Раньше, чтобы вода потекла, надо было канаву мотыгой выкопать. Затем на смену мотыги пришли лопаты, потом экскаваторы. Традиционный ретейл – это экскаватор, а электронную коммерцию я бы сравнил с горизонтально направленным бурением», - сказал Абдулганиева, добавив, что электронная торговля безусловно будет стимулировать конкуренцию, погоню за качеством и снижение цен. «Я думаю, что тот, кто первым освоит правила игры на этом рынке, тот и будет успешен», - подчеркнул Абдулганиев.