Фарид Абдулганиев: «Мы должны дать удочку, научить подсекать, а дальше все будет зависеть от желания самого предпринимателя»

22 января 2021 г., пятница

Сегодня в Казанском Кремле под руководством помощника Президента РТ, бизнес-омбудсмена РТФарида Абдулганиева прошло первое заседание рабочей группы по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в Республике Татарстан по каналам электронной торговли. В заседании приняли участие заместитель министра цифрового развития, государственного управления, информационных технологий и связи РТ Альберт Яковлев, заместитель министра промышленности и торговля РТ Герман Лернер, начальник отдела развития продовольственного рынка Минсельхозпрода РТ Дмитрий Яшин, гендиректор Фонда поддержки предпринимательства РТ Айдар Салихов, директор дирекции разработки продуктов корпоративного бизнеса ПАО «АК БАРС» Банк Роман Лесохин и другие эксперты.

В своем вступительном слове Фарид Абдулганиев напомнил, что 16 ноября во время встречи с предпринимателями Президент РТ Рустам Минниханов поручил максимально упростить процедурные вопросы при выходе татарстанских предпринимателей на маркетплейсы. 3 декабря по его распоряжению была создана рабочая группа, которая должна разработать концепцию содействия продвижению татарстанской продукции по каналам электронной торговли, предусмотрев мероприятия организационного и финансового характера для ее реализации в рамках государственных программ Республики Татарстан. 

Вначале заседания Фарид Абдулганиев попросил всех участников совместно определить цели и задачи, которые они видят в данном проекте. Так, по мнению представителей Минэкономики РТ, речь идет об увеличении числа субъектов МСП, объемов их производства и продаж, создании новых рабочих мест, популяризации и обучению новым форматам торговли, разработке новых инструментов поддержки, наращивании экспорта и помощи в поиске торговых партнеров.

«Этот коррелирует с мнением предпринимателей, что им не хватает навыков, опыта. Также они говорят об излишней бюрократизации самого процесса выхода на электронные площадки», - сказал бизнес-омбудсмен РТ. 

Он отметил, что доля татарстанских поставщиков, работающих по каналам электронной торговли, растет медленнее, чем хотелось бы, несмотря на созданную благоприятную инфраструктуру. «Этот вопрос можно решить только координацией усилий. Сейчас у многих министерств и у банка «АК БАРС» есть свои программы поддержки предпринимателей, есть соответствующие бюджеты. Но, тем не менее, пока на Wildberries доля татарстанских компаний сейчас составляет всего 0,91% и менее 2% на Ozon», - подчеркнул Фарид Абдулганиев. Впрочем, количество татарстанских поставщиков на маркетплейсах продолжает расти. Так, у Wildberries и Ozon за последний квартал 2020 года их число увеличилось на 60% - у Wildberries до 828, у Ozon – до более 500.

При этом экспертные оценки говорят о том, что более 12000 татарстанских компаний имеют высокий потенциал торговле через маркетплейсы. «Если они это сделают первыми, в течение этого года, то смогут занять свободные ниши. Потом это сделать будет значительно труднее», - предупредил бизнес-омбудсмен РТ. 

Он представил участникам заседания упрощенную схему этапов, которые необходимо пройти предпринимателям, прежде чем достичь устойчивых продаж на маркетплейсах, которая была составлена по итогам общения с самими предпринимателями. В эти этапы входит регистрация аккаунта, сертификация товара, получение баркода, создание цифрового профиля компании и товара, отгрузка и доставка товара, сами продажи. 

Фарид Абдулганиев предложил обсудить, какие уже существующие в Татарстане меры поддержки предпринимателей можно адаптировать под каждый из этих этапов. 

«Действие программы имеет четко ограниченные временные рамки –  за полгода–год мы должны получить быстрый результат – вывести значительное количество татарстанских предпринимателей на маркетплейсы, научить их работать. То есть мы должны дать им удочку, научить подсекать, а дальше все будет зависеть от желания самого предпринимателя», - сказал бизнес-омбудсмен РТ.

Участники заседания рабочей группы обменялись мнениями по данному вопросу, договорившись представить свои предложения на следующее заседание. Также на нем планируется обсудить разработанный Министерством экономики РТ совместно с Министерством промышленности и торговли РТ проект программы развития интернет-торговли в Республике Татарстан. 

Подводя итоги обсуждения, Фарид Абдулганиев отметил опыт развития электронной коммерции в Китае. Если в России сейчас всего 45 тыс. работающих интернет-магазинов, то только в одной китайской провинции Шаньдун уже более 500 тыс. активных интернет-магазинов. По словам Абдулганиева, это результат принятой в Китае три года назад стратегии развития интернет-торговли, которая базируется на четырёх основных столпах:

Во-первых, каждый субъект МСП в Китае в обязательном порядке должен иметь цифровые профили выпускаемых товаров;

Во-вторых, каждое МСП должно получить простой и удобный доступ к получению доступных кредитов через интернет;

В-третьих, каждое МСП должно быть представлено со своей продукцией хотя бы на одном маркетплейсе;

И, в-четвертых, активное вовлечение региональных правительств в каждой отдельной китайской провинции в быструю реализацию трех вышеуказанных критериев. Для этого был создан механизм регулярного контроля результатов выполнения данных критериев, размещаемых в интернете в открытом доступе. Между руководителями всех китайских провинций началось настоящее соревнование по достижению самых лучших результатов по всем критериям. 

«Как результат, сегодня в Китае почти все МСП имеют собственную витрину в интернете и обладают опытом интернет-продаж благодаря присутствию на различных маркетплейсах», - подчеркнул Фарид Абдулганиев.

По его мнению, положительный опыт Китая по администрированию развития интернет-торговли необходимо использовать для отечественного рынка. «Это поможет всем российским МСП начать активно торговать без посредников в интернете и даст ощутимый толчок развитию малого и среднего предпринимательства в России», - сказал бизнес-омбудсмен РТ. 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International