Сегодня в селе Кощаково (Пестречинский район) на территории складского комплекса компании «E-com PORTAL», оказывающей комплексные услуги по продвижению товаров на маркетплейсах, состоялась встреча президента Республики Татарстан Рустама Минниханова с предпринимателями, работающими в сфере электронной торговли. Модераторами встречи выступили бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев и основатель бизнес-школы электронной коммерции «Айвенго» Юлиана Гордон.
Перед началом самого мероприятия Президент РТ осмотрел выставку татарстанских предпринимателей, которые продемонстрировали свою продукцию, успешно продаваемую на маркетплейсах. Там же сервис Яндекс.Еда представил проект по доставке еды для пикника из ресторанов и магазинов прямо в городские парки. Для этого на их территории могут появиться специальные стеллы ожидания, к которым курьеры в теплое время года будут привозить готовый заказ. Пользователи смогут отметить одну из таких точек в приложении при заказе еды из любого магазина или ресторана, который попадает в зону доставки парка. Президент дал поручение проработать этот вопрос.
В начале встречи Фарид Абдулганиев сообщил несколько цифр, которые характеризуют развитие отрасли. Так, по данным на конец мая 2021 года, выручка татарстанских предпринимателей на маркетплейсах достигла 8,3 млрд рублей, что более чем в два раза превышает результаты всего 2020 года (3,5 млрд рублей). За пять месяцев на электронные площадки вышли более 6,6 тысячи предпринимателей, когда в прошлом году эта цифра достигала 3,9 тысячи. Общее количество аккаунтов татарстанских предпринимателей, зарегистрированных на четырех ведущих маркетплейсах (Wildberries, Ozon, eBay, KazanExpress) с начала 2021 года выросло на 61% - с 4918 до 7933.
«Что еще более важно, в 2021 году удалось обеспечить опережающее развитие отрасли eCom в Татарстане по сравнению со средними в ПФО и России. Так, если по итогам 2020 года доля отправлений товаров из Татарстана составляла 17% от всех отправлений в ПФО и 0,9% в целом по России, то по итогам 5 месяцев 2021 года на Татарстан приходится 20% всех отправления в ПФО и 2% в РФ», - уточнил бизнес-омбудсмен РТ.
В своем вступительном слове Президент РТ Рустам Минниханов отметил новизну электронной торговли, как отрасли. «Мы привыкли к классической торговле, бывает сложно, поэтому важно обучение. Маркетплейсы позволяют любому выходить на торговые площадки, находить конкурентным компаниям свою линию развития. Мы уже обсуждали, как развивать это направление, крупные игроки появились на нашем рынке, необходимо далее продвигать нашу продукцию, выводить самозанятых, малый, средний и крупный бизнес, который тоже зачастую не знает о доступных инструментах», - сказал он.
Первым к спикерам со своим вопросом обратился Тимур Хуснияров, который развивает бренд «Таткием». Он отметил, что с развитием электронной торговли новые каналы сбыта способствуют развитию бизнеса самозанятых и их трансформации в более крупные компании. «Я и сам был самозанятым, когда начал работать с маркетплейсами, сейчас зарегистрировал свое ИП, так что хорошо знаю, с какими сложностями приходиться им сталкиваться. К сожалению, пока еще не все маркетплейсы работают с самозанятыми. Так Wildberries и АлиЭкспресс уже работают с ними, но хотелось бы присутствовать и на других маркетплейсах», - сказал он.
По видеоконференцсвязи на вопрос предпринимателя ответила основатель и генеральный директор компании «Вайлдберриз» (Wildberries) Татьяна Бакальчук. Она отметила, что Татарстан первым обратил наше внимание на эту категорию предпринимателей, «и с их легкой руки мы начали работать с самозанятыми». По ее словам, самозанятые быстро переходят порог по допустимому обороту и переходят в статус индивидуального предпринимателя.
Сооснователь KazanExpress Кевин Ханда в свою очередь рассказал, что его маркетплейс вынужден был временно приостановил работу с самозанятыми, так как не были решены вопросы их верификации. «Сейчас мы ввели дополнительный уровень модерации, когда запрашиваем продукцию, подтверждаем производств. Не все банковские системы готовы к работе с самозанятыми: неоднократно случались проверки по расчётным счетам, блокировки, из-за подозрения вывода физлицами денег», - сообщил Кевин Ханда.
Президент Татарстана Рустам Минниханов выразил готовность обратиться в Правительство РФ с просьбой разработать механизм обеспечения должного порядка при работе самозанятых на онлайн-площадках, а также отработать взаимодействие с крупными компаниями и создать собственную платформу для самозанятых.
Юлиана Гордон отметила, что сегмент «Одежда» возглавляет пятёрку самых популярных товарных категорий татарстанских поставщиков на маркетплейсах. Ярким примером является бренд детской одежды «БАЛАБАЙ» из Набережных Челнов. Елена Батаева, развивающая этот бренд, сообщила, что благодаря маркетплейсам продукция активно продается во многих регионах страны, но сейчас компания столкнулась с неожиданной проблемой - спрос на одежду стал превышать возможности по ее изготовлению. «У нас сейчас работает 10 швей, а потребность 35 - то есть мы прямо сейчас готовы дать работу ещё 25-ти швеям. И это без учета роста онлайн-канала продаж - с ростом потребность будет еще больше. Но ни в Набережных Челнах, ни в ближайших муниципальных районах нет образовательных учреждений, где бы готовили специалистов по данной специальности. Нужны кадры, не знаем где найти, и это сдерживает развитие компании», - отметила она.
В ответ на обращение Рустам Минниханов поручил Министерству труда, занятости и социальной защиты РТразработать на базе образовательных ресурсных центров краткосрочные курсы по подготовке и переподготовке специалистов.
В свою очередь руководитель ООО «ТРИС» Тимур Булушев отметил, что средние компании Татарстана стоят перед необходимостью формирования с нуля отделов онлайн-продаж. Но для этого необходимы соответствующие знания – начиная с простейших – как зарегистрировать личный кабинет, так и более профессиональных – как пройти модерацию, как настроить склад, как отслеживать заказы, как упаковывать товары для отгрузки и т.д.
«Сейчас специалистов с такими знаниями нет на рынке труда. Можно ли рассмотреть возможность организовать комплексное обучение по специальности аккаунт-менеджер для нужд, в том числе средних компаний? Нам кажется, что это профессия будет очень востребована в ближайшие годы», - отметил он.
Президент Татарстана обратил внимание на актуальность темы и поручил Минэкономики РТ проработать вопрос разработки специальных обучающих курсов.
Алмаз Габидуллин, который развивает свой бренд войлочной обуви «КИЕЗ» рассказал о трудностях выхода на крупнейший в мире маркетплейс «Амазон». Компания зарегистрировала юридическое лицо в Штатах, получила ИНН, открыла счёт, наняла там сотрудника, и только после этого ей разрешили открыть аккаунт на «Амазон». «Я думаю, что многие татарстанские продавцы сталкиваются с теми же трудностями, что и мы. Интересна возможность совместного с татарстанскими торговыми представительствами открытия совместной компании, которая бы помогала им регистрироваться и продавать свои товары на том же маркетплейсе «Амазон», - отметил он.
Развил тему вывода татарстанских предпринимателей на экспорт генеральный директор группы компаний «Деловые Линии» Фарид Мадани, который по видеоконференцсвязи отметил высокий потенциал республики в сфере логистики и электронной коммерции. «Предпринимателям малого и среднего звена проще отдавать логистические услуги на аутсорсинг. Это существенно повысит их качество, например, в контексте скорости доставки груза и правильной маркировки, что особенно важно для международных маркетплейсов. Мы готовы помочь бизнесу региона перейти на новый уровень сотрудничества с зарубежными площадками, и для этого разрабатываем услугу с принципом «одного окна». В нее будет входить не только полный транспортный цикл, но и проведение необходимой маркировки, таможенное оформление груза, а также возвраты из маркетплейсов по причине брака товара или по решению самого производителя», - отметил Фарид Мадани.
Эксперт подчеркнул, что проект позволит предпринимателям Татарстана значительно увеличить объемы онлайн-экспорта и повысить свою конкурентоспособность на российском и мировом рынках.
О возможностях выхода татарстанских производителей на «Алиэкспресс» рассказал директор по связям с госорганами «Алиэкспресс Россия» Сергей Лебедев. Он обратил внимание участников, что на зарубежных рынках очень востребована отечественная нишевая продукция, которую можно выводить в том числе в рамках трансграничной модели. «Для этого достаточно зарегистрироваться на маркетплейсе, не открывая юрлицо в стране экспорта, а по каналам B2C подтверждать нулевую ставку НДС. Так можно продавать практически во все страны мира», - отметил Сергей Лебедев.
Алмаз Габидуллин также обратился к Татьяне Бакальчук с просьбой разрешить работать на экспорт из склада в промпарке «Зеленодольск». Сейчас через «Вайлдберриз» можно продавать товары в Европу и США только с подмосковного складе в Коледино. «Это тоже увеличило бы экспорт Татарстана», - отметил предприниматель.
Владелец маркетплейса Wildberries сообщила о проработке вариантов, которые сейчас зависят от логистических решений. «Пока товары для стран, не входящих в таможенный союз, доступны для экспорта только со складов, которые находятся в Московской области, но Зеленодольский склад ежедневно принимает порядка 600 тыс. товаров и примерно столько же отгружается. Поэтому вопрос будет рассмотрен в ближайшее время», - пообещала Татьяна Бакальчук.
Вадим Федоров, который создал татарстанских маркетплейс нишевых медицинских товраров «Бизнес Хантер», пожаловался на дефицит качественных складских площадей, что сдерживает развитие электронной торговли. Федоров предложил запустить проект лого инкубатор - некий склад, в котором совершенно разные предприниматели могут арендовать площадь начиная с 5 квадратов по льготной цене, например, первые 3 года, с постепенным повышением стоимости аренды. Кроме того, в лого инкубаторе можно будет разместить необходимое оборудование совместного пользования, например, для упаковки товаров, которые будут в дальнейшем продаваться по каналам электронной торговли.
Рустам Минниханов сообщил о намерении учитывать потребности в логистике при планировании сети промышленных площадок. Также он поручил проработать возможность создания лого-инкубатора на базе одного из складских комплексов.
Тему нехватки складских помещений продолжила Мария Абдуллина, генеральный директор компании «E-com PORTAL» - первой и пока единственной в Татарстане, реализующей комплексные услуги по продвижению товаров на маркетплейсах, в том числе складские и логистические услуги.
«Мы сейчас обрабатываем 30 тысяч товаров в сутки более 300-х брендов, оборот по каждому в среднем около 6 млн рублей и мы практически исчерпали эти складские мощности. По нашим оценкам, в Татарстане уже сейчас около 12000 компаний нуждается в таких услугах, соответственно емкость рынка по такому виду услуг исчисляется десятками миллиардов рублей. Сдерживающий фактор здесь - отсутствие доступных логистических мощностей. Вот почему мы обосновались в Пестрецах - потому что таких центров больше нет. Нам нужны складски помещения в непосредственной близости к Ozon и Wildberries. Предлагаем создать в Татарстане в Еком-центр, где будут прежде всего доступные складские площади и можно будет оказывать весь комплекс услуг предпринимателям», - отметила Мария Абдуллина. Президент РТ Рустам Минниханов поручил проработать этот вопрос.
Производитель соков «халяль» Раил Фазулзянов (ТД «ЭМИЗ») предложил разработать меры финансовой поддержки для тех, кто впервые хочет выйти с сельхозпродукцией в онлайн, например, компенсировать часть затрат на логистику и продвижение. «Тогда, я уверен, наши сельхозпроизводители смогут быстро освоиться на рынке электронной торговли», - отметил он. Министр экономики РТ Мадхат Шагиахметов посоветовал предпринимателю воспользоваться услугами Российского экспортного центра, который сотрудничает со многими маркетплейсами.
Последним свой вопрос-предложение озвучил заместитель директора по работе с госорганами некоммерческого партнерства «КАМАЗ - Автоспорт», представитель спортивной команды «КАМАЗ-Мастер» в Казани Азат Абусев. Он рассказал, что «КАМАЗ-Мастер» при поддержке Центра электронной торговли «Маркетплейс.Лекго» начала через маркетплейсы eBay и «Озон» успешно продавать свою сувенирную продукцию в десятках странах мира. Он посоветовал крупным и средним татарстанским компаниям активнее осваивать маркетплейсы и заодно обратился к самим маркетплейсам и крупным логистическим операторам с предложением о сотрудничестве с командой «КАМАЗ-Мастер», которая могла бы представлять их бренд на соревнованиях.
Подводя итоги встречи, Президент РТ Рустам Минниханов обратил внимание на актуальность вопросов, которые задавали ему сегодня предприниматели. «Все вопросы очень актуальные и правильные. Нам важно иметь контакт, отрасль новая, важно проводить и информационную работу среди предпринимателей», - заключил президент РТ.